Подшипники качения и их особенности

Подшипник, вне всяких сомнения, можно назвать величайшим изобретением, определившим динамику развития промышленности. Являясь элементом опоры, которая поддерживает вал и способствует его свободному вращению, он снижает уровень трения, между неподвижным и вращающимся узлом механизма, снижая потери энергии, износ и нагрев деталей. С учетом особенностей взаимодействия подвижных элементов с неподвижными, классификация изделий разделяет их на подшипники качения и скольжения. При этом, первые получили наибольшее распространение.

Конструкция подшипников качения

Изделия этого типа состоят из внутреннего и внешнего колец, между которыми размещены тела качения, удерживаемые посредством специального сепаратора. Использование принципа качения, позволяет существенно снизить силу трения, а значит, и износ деталей механизма. Классифицировать изделия этого типа можно по нескольким признакам:

  • По форме тел качения. Они бывают в форме шариков и роликов. Последние, в свою очередь, могут быть выполнены в виде цилиндров, конусов, бочонков, витых и игольчатых роликов.
  • По количеству рядов тел вращения, которых может быть один, два либо четыре.

Кроме того, можно купить сдвоенные и самоустанавливающиеся подшипники.

Основные характеристики подшипников качения

К основным характеристикам изделий относятся, прежде всего, размеры подшипников качения, определяемые их внешним и внутренним диаметром, а также шириной. Эти показатели строго регламентируются существующим ГОСТом или ISO. Нужно отметить, что, при одинаковом внутреннем диаметре, изделия могут существенно отличаться наружным.

Также, изделия характеризуются вектором принимаемых нагрузок, и могут быть:

  •  Радиальными, воспринимающими нагрузки от центра к внешнему диаметру.
  • Осевыми, работающие с усилиями, направленными на ось вала.
  •  Радиально-упорными, способными справиться с обоими видами нагрузок.

Не меньшее значение имеет и класс точности подшипников, во многом, определяющий область использования изделий. Естественно, что на самых сложных механизмах устанавливаются модели самого высокого класса точности, в чем нет необходимости во многих других устройствах.

По этому показателю, подшипник может соответствовать:

  •  Сверхвысокому классу точности, обозначаемому в маркировке цифрой 2.
  •  Особо высокому – 4.
  •  Высокому — 5.
  •  Повышенному – 6.
  •  Пониженному – 7 либо 8.
  •  Нормальному, который в маркировке не обозначается.

Подшипники качения, благодаря своей невысокой стоимости, обеспечению минимального уровня трения, возможности воспринимать смазки любого качества, нашли самое широкое применение практически во всех отраслях производства, включая автомобилестроение, производство перерабатывающей и сельскохозяйственной техники, бытовых приборов, в авиастроении и даже в космических аппаратах. Однако, их функциональность всегда зависит от строгого соблюдения установленных стандартов.